Конспектировать с непривычки не так-то просто. Бесполезно пытаться записать дословно всю лекцию: средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту, а среднестатистическая скорость письма человека - 50-70 слов в минуту. Лектор не диктует в темпе, подходящем для дословной записи, а объясняет, рассуждает, ведет диалог с учениками и т.д. Следовательно, механический диктант не оставит возможностей для размышления и анализа услышанного и принесет больше вреда, чем пользы. Таким образом, конспектирование становится полезным только тогда, когда записано самое существенное. Конспектируя, студенту приходится одновременно слушать, анализировать, выбирать и писать. Студент должен отслеживать основные идеи из объяснения преподавателя, держать в уме ход объяснения целиком, одновременно записывая так, чтобы потом можно было прочесть написанное и восстановить в памяти содержание лекции. И, самое важное, этими конспектами лекций придется систематически (или периодически :)) пользоваться. Следовательно, конспект нужно вести так, чтобы с ним потом можно было работать - и чтобы работать с ним было удобно. Для успешного овладения технологией ведения конспектов достаточно усвоить несколько простых правил: 1. Убедитесь, что вы понимаете свой почерк. Около 60% людей с трудом разбирают свои собственные записи. Следовательно, конспект нужно стараться вести разборчивым почерком, четко и аккуратно. 2. Покупайте для конспектов тетради с полями. На полях вы сможете указывать дату лекции, помечать особо важные или непонятные места (!, ? и т.д.), делать специальные пометки, которые помогут вам пользоваться конспектом на экзамене (и такое бывает :)). 3. "Шапка" конспекта должна включать в себя следующие пункты: дата, тема, суть рассматриваемых на лекции вопросов (план лекции). Это значительно облегчит дальнейшую работу с конспектом. 4. Сделайте конспект наглядным. Меня очень часто на экзаменах выручала зрительная память - мысленно перед глазами "всплывала" необходимая часть конспекта. Особенно это оказывалось кстати, когда речь шла о схемах, таблицах, последовательности действий. Естественно, если конспект весь монотонно-синий, перед глазами "всплывать" просто нечему. Для наглядности конспекта советуют использовать различные приемы: составлять схемы, таблицы, зарисовки, выделять и подчеркивать, использовать ручки разных цветов. Не следует, конечно, пользоваться 18 разноцветными фломастерами, но 2-3 цвета при ведении конспекта помогут вам ориентироваться в нем, выделить наиболее важные места и т.д. С этой же целью можно подчеркивать или обводить рамочкой ключевые слова и самые важные фразы, выделять термины ПРОПИСНЫМИ буквами. 5. Не загромождайте страницу. Отделяйте один смысловой отрывок от другого через абзац (красную строку). Не жалейте места - пропустите строчку-другую, оставьте немного свободного места после каждого пункта темы, чтобы можно было потом добавить пару строк при необходимости. 6. Не бойтесь спрашивать и дописывать конспект. Если какую либо мысль лектора не удалось записать, нужно оставить место (можно сделать пометку на полях) и заполнить этот пробел, обратившись после занятия к одногруппникам или к преподавателю. Если вам что-то непонятно, поставьте на полях вопросительный знак, и при первой же возможности спросите у преподавателя. 7. Старайтесь не пользоваться копиями чужих конспектов. Если вы забыли тетрадь по какому-либо предмету, не отказывайтесь от ведения конспекта. Носите с собой на всякий случай самую дешевую тетрадку "на растерзание". Естественно, больше всего вам она пригодится для игр в "Морской бой", но иногда случаются непредвиденные ситуации - например, внезапная самостоятельная работа или забытая тетрадь. Придя домой, вы просто вложите листы с конспектом в соответствующую тетрадь. Если же вы пропустили занятие, не поленитесь - перепишите конспект одногруппника от руки. Возможно, у вас возникнут вопросы к нему или преподавателю, да и свой почерк как-то роднее. 8. Неправильно написанное или ставшее неактуальным нужно зачеркивать аккуратно, но так, чтобы сразу было видно, что данный текст вымаран. Пару строчек можно зачеркнуть сплошной прямой линией, а рисунки, таблицы, схемы или абзац - двумя линиями крест-накрест. Я иногда наклеивала поверх зачеркнутого подходящий по размеру кусочек бумаги с новой, правильной, информацией. 9. Сокращайте слова, используйте символы. Необходимо научиться писать текст не только разборчиво, но и быстро. Для того чтобы успевать конспектировать за лектором, не упуская ход объяснений, пользуйтесь общепринятыми сокращениями и изобретайте свои собственные. Однако следует пользоваться только понятными для вас сокращениями слов, дабы не тратить время на зашифровку и расшифровку написанного. Лучше всего сокращать, оставляя корень слова. Короткие слова (5-7 букв) вообще не стоит сокращать. Можно сокращать часто встречающиеся специальные термины. Часто для сокращений используются математические символы, известные со школьной скамьи. Например: ">" значит "больше"; "<" значит "меньше"; "->" значит "далее" (очень удобный знак, когда записываешь последовательность действий); "ЧТД" значит "что и требовалось доказать"; "мат." значит "материалы"; стрелочка вверх значит "повышение", а вниз - "понижение" и т.п. 10. Изучая материал самостоятельно - конспектируйте. Самостоятельная работа с книгой имеет в ВУЗе не меньшее значение, чем лекции. Запись изучаемого - лучшая опора для памяти при работе с книгой. Основной принцип конспектирования при работе с книгой - лишь самое существенное и в кратчайшей форме. Различают три формы выписывания при работе с книгой: - дословная выписка (цитата). Выписывая цитату, не забудьте указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, название издательства, год издания, страницу - эта информация в последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома. - тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные основные мысли автора. - конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Старайтесь придерживаться этих правил - и ваши конспекты будут ценным подспорьем как в учебе, так и, возможно, в работе.
|